Важность судить правдиво и запрет кривить судом, даже для бедного
«Бедного не уважь в тяжбе его» (Шмот, 23:3).
Раши в своем комментарии на этот стих пишет: «Не оказывай ему уважения, решая дело в его пользу и говоря себе: он бедняк, решу дело в его пользу и уважу [таким образом] его». Т.е., Всевышний требует от судьи справедливого суда: судья должен выносить только справедливые решения (не «дискриминируя» ни одну из сторон, в данном случае, по социальному признаку). В другом месте Тора уже запретила искажать суд (недельная глава Шофтим, Дварим, 16:19): «Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды…» Из стиха в нашей недельной главе мы учим, что даже если судья хочет решить дело в пользу бедного, нарушая качество справедливости из «лучших побуждений» (например, судье жаль бедняка, несчастного человека, пришедшего к нему с тяжбой, и он хочет решить дело в его пользу, чтобы тот обрел достоинство) – это делать запрещено. Потому что желание Торы — чтобы евреи всегда были привержены истине и справедливости, как сказано в главе Шофтим (там же, 20): «справедливости, справедливости ищи…»
Есть еще один стих, который запрещает кривить судом даже из «лучших побуждений». Это стих в недельной главе Кдошим (Вайикра, 19:15): «Не делайте неправды на суде; не будь снисходителен к нищему и не угождай лицу великому: по правде суди ближнего твоего». Комментирует Раши: «Не будь снисходителен к нищему — чтобы не сказал судья: “Это бедняк, и богатый обязан давать ему пропитание. Решу дело в его пользу, и будет ему пропитание без унижения”. …и не угождай лицу великому — чтобы не сказал ты [судья]: “Это богач, это сын больших людей, как я опозорю его и увижу его позор? За это можно и поплатиться”. Поэтому сказано: “…и не угождай лицу великому”».
Талмуд в трактате Санедрин (6а) учит нас, как должен вести себя праведный судья, когда видит, что бедняк проигрывает дело. Сказано в Талмуде: судья должен вынести справедливое решение — этот бедняк обязан заплатить другой стороне то, что причитается. Но затем желательно, чтобы судья поступил с бедняком милосердно: уплатил бы вместо него. Талмуд добавляет, что так поступал царь Давид, это следует из стиха в книге Шмуэль (II, 8:15): «…и вершил Давид суд и милость всему народу своему». Когда Давид судил свой народ, он, тем самым, вершил справедливый суд, а когда видел, что бедняк проигрывает тяжбу, он сам платил противоположной стороне и, тем самым, он творил милость.