Короткий урок по недельной главе Трума. В этом уроке обсуждается цель мудрости и ее преимущество.
«И масло – для освещения…» (Шмот, 25:6).
На уровне простого понимания Торы (так называемый пшат) этот стих сообщает нам о том, что оливковое масло – это одно из пожертвований для Храма, которое ожидалось от евреев. Его предназначение – освещать Скинию Завета (Мишкан), и оно зажигалось каждый день в Меноре, располагающейся на южной стороне Скинии.
Однако на уровне ремез («намёк») этот стих говорит об истинном предназначении мудрости, ведь оливковое масло намекает на мудрость, как говорится в Святых Книгах.
Из этого можно выучить следующее: роль мудрости – озарять светом раскрывающийся перед человеком мир, показать связь между его различными деталями и дать понять, в чем их цель и предназначение. И так сказал царь Шломо (Коэлет, 2:14): «У мудрого глаза в голове, а глупец идет в темноте».
Даже находясь в темноте, обычно есть возможность распознать различные предметы, однако нет возможности увидеть всю картину, понять совокупность вещей и, следовательно, понять их сущность и предназначение, что, возможно, является худшим недостатком тьмы.
Рамхаль в предисловии к книге «Путь Творца» уподобляет знание вещей в совокупности их частей созерцанию сада с великолепными клумбами и украшенными дорожками, в то время как познание вещей без осознания совокупности частей сада подобно «созерцанию зарослей кустов и дикой лесной чащи».
Тот, кто понимает сущность мира, предстающего перед ним, его цель и предназначение, знает, какую жизненную дорогу выбрать для того, чтобы достичь этой цели.
И так сказал царь Шломо (Коэлет, 10:15): «Труд глупцов изнурит их, ибо они не знают, как дойти до города». Комментирует Рамхаль (Даат Твунот, 2-ая часть): изнуряющий труд заключается в отсутствии познания путей, ведущих к цели. Глупец, бродя по разным дорогам, занимается изнуряющим трудом, который не дает ему никакой отрады, ведь этот труд нисколько не приближает его к цели. Того же, кто знает стези мудрости, не пугает длина дороги, ведь он знает, что, продвигаясь по истинному пути, каждый шаг приближает его к конечной цели, что дает мудрому чувство большого удовлетворения.
В книге Мишлей (6:23) Тора называется светом. И это потому, что она озаряет окружающий мир и дает возможность понять его сущность и предназначение.