Недельная глава Ваешев

  • 3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Наша недельная глава Ваешев начинается с того, что, как подчеркивает Раши, слово «ваешев» («и сидел») никогда не упоминается в Торе в положительной коннотации.

(Сравните: мы сидели в Египте — и попали в рабство, Яков сидел в земле своих отцов — и случилась продажа Йосефа, точно также это слово упоминается в разных случаях у пророков, всегда имея негативные последствия…)

Прошлая глава была «Ваишлах» (и послал), до этого — «Ваеце» (и вышел), везде активное действие — и нигде Раши не говорит, что это плохо; хотя и в прошлых главах было достаточно происшествий.

Но сейчас — Яаков хотел «сесть и вздохнуть с облегчением» — после всех своих испытаний, после Эсава, после Лавана… Тотчас же сказано: «ты захотел сидеть в спокойствии? Не положено! Вот тебе история с Йосефом…»

То есть, состояние «сидения» — для человека пагубное. Мы должны быть в движении — двигаться, расти…
Сидение — вредное для нас состояние, мы не должны «засиживаться» на одном месте.

Следующее, что вызывает интерес — описание родословной: «И вот порождения Яакова — Йосеф, семнадцати лет…». Йосеф — предпоследний сын из двенадцати, почему вся родословная сосредотачивается на нем? Раши говорит нам, что между Яаковом и Йосефом существовало очень много параллелей (…). Яаков видел в Йосефе главное свое продолжение.

Мы видим очень проблематичную историю — братья завидовали Йосефу… Каждый из 12 колен был мудрецом, каждый был на невероятно высоком уровне — для нас они — совершенные праведники; но, тем не менее, Тора употребляет слово «завидовали» — завидовали тому, что отец его выделяет. Мы видим, что выделять одного из детей в семье — опасно и чрезвычайно разрушительно…

С другой стороны, о Йосефе сказано, что он доносил «дурную молву» о братьях отцу. Тора говорит «диба» — клевета. И, хотя Йосеф делал это с искренним желанием им помочь исправиться, — Тора указывает, что (на его уровне) он должен был увидеть их поступки в другом свете, толковать по-другому — и поэтому был наказан за свои речи, как за клевету.

Эта глава полна параллелей — мида кенегед мида — Всевышний воздает ровно тем же. Впоследствии, Йосеф попадает в тюрьму именно потому, что жена Потифера его оклеветала.

Следующее — сны Йосефа…

:
/ :

Очередь

Очистить