Мы начинаем разбор мелахи Молотьба — тохен. Для чего нужна была эта работа в Храме? Для изготовления краски для окраса материи, перемалывали специальные растения. Этот процесс — размельчение, один крупный продукт измельчить, перемолоть в муку — суть мелахи тохен. Толада — производное этой мелахи, это размельчение одного целого продукта на многие мелкие части, почти в цельную массу.
У нас есть некоторые ограничения, чтобы это стало мелахой, первое из них — это должны быть продукты растительного или земельного происхождения — например, овощи, фрукты, а также соль и комья земли. (А вот яйца, рыба, мясо — не подпадают под этот запрет).
В отношении салатов, у нас есть правило, что мы нарезаем — крупнее, чем в будни. Это в случае, если мы не знаем, что именно считать за «мелко нарезанное», так как это очень индивидуальная вещь. Второй принцип — мы готовим это непосредственно перед едой, как и в случае с борер — отбором. Третий принцип — то, что пригодно для еды целиком. А те продукты растительного происхождения, которые я не могу использовать целиком — например, очень острый перец, хрен, чеснок — то, что невозможно съесть целиком — это считается маке бе-патиш, окончанием работы, т. е., мы делаем вещь пригодной к употреблению, и это нельзя делать в шаббат. (То есть, нельзя натереть редьку, если не натерли ее до шаббата. Брынза, которая настолько соленая, что ее невозможно есть, не облив кипятком и не отмочив — это нельзя делать в шаббат).
Еще один принцип тохен — нет «молотьбы после молотьбы». То есть, мы можем совершенно спокойно раскрошить печенье в шаббат! То, что уже было сделано из муки — например, хлеб, маца, — нет никакой проблемы снова раскрошить это (то есть, заново перемолоть). То же самое — размельчить комок сахара или соли. Какие есть исключения из этого правила?
например, лекарства (таблетки, сделанные из порошка), примеры маке бе-патиш, которые мы встречаем в повседневности, как сделать обычное пюре и другие важные подробности в аудио