опубликовано 6 месяцы тому назад в Алаха

Кицур Шульхан Арух 66. Законы «давания денег в оборот» часть 2

  • 4
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Законы «давания денег в оборот»

Текст лекции

Кицур Шульхан Арух 66. Законы «давания денег в оборот»

1. Если человек дает товарищу свои деньги, чтобы тот пустил их в оборот,
а прибыль была бы поделена между ними поровну
(если же они потерпят убытки, то будут нести их также поровну),
— это называется «давание в оборот»
и запрещено,
поскольку половина этих денег рассматривается как данная в долг тому, кто занимается оборотом денег,
поскольку он несет за эти деньги полную ответственность, то есть и всю прибыль с той половины денег получает он,
и весь убыток обязан возместить также он.
А вторая половина считается данной ему на хранение, поскольку за нее несет ответственность тот, кто дал деньги: он забирает себе всю прибыль с этой половины, и весь убыток, который может понести эта половина денег — на нем же.
А то, что взявший деньги занимается и тратит свои силы также на хранящуюся у него половину, которая на самом деле принадлежит давшему деньги
— он делает только потому, что тот дал ему вторую половину денег в долг,
то есть он платит своей работой проценты на долг,
а это запрещено.
И есть возможность разрешить такую сделку, е
сли дающий деньги в оборот даст берущему их какую-либо плату за те усилия и тот труд, которые тот вкладывает в половину денег, принадлежащую тому, кто дает деньги.
И эту плату следует оговорить точно,
или дать ее немедленно при передаче денег.
И сумма, которую платят за этот труд, может быть небольшой.
2. Участники сделки могут договориться,
что взявший деньги в оборот должен будет подкрепить свои слова о том, что оборот не принес прибыли, а принес убыток,
показаниями двух кошерных свидетелей,
а слова о том, какую именно прибыль принес оборот, должен будет подкрепить клятвой.

3. Они также могут условиться о том,
что принимающий деньги в оборот будет иметь следующий выбор:
если он захочет отдать давшему деньги в оборот такую-то и такую-то сумму в уплату за его долю прибыли от оборота, он будет иметь на это право,
а вся остальная прибыль останется ему.
И так поступать правильно, потому что можно полагать, что принимающий деньги в оборот не захочет клясться,
а предпочтет заплатить давшему деньги в оборот так, как они договорились;
и это и есть «разрешение давания в оборот», которым мы привыкли пользоваться.
И даже если принимающий деньги в оборот точно знает,
что не получил никакой прибыли, или даже если он знает, что понес убытки, он имеет право выплатить давшему ему деньги в оборот сумму, данную ему, вместе с той прибылью, о которой они условились, и не нарушит этим никакого запрета:
ведь, поскольку (в противном случае) он обязан был бы клясться, он имеет право освободить себя от этой обязанности, заплатив деньги.
4. Но, если давший деньги в оборот купит долю в предполагаемой прибыли взявшего деньги за такую-то и такую-то сумму,
чтобы тот после этого был обязан выплатить ему эту сумму в любом случае,
— это запрещено, поскольку необходимо,
чтобы выбор был за взявшим деньги.
5. Если Реувен дал Шимону деньги в оборот на определенное время,
и эти деньги остались у Шимона на какой-то срок после установленного времени выплаты,
должен Шимон выплатить Реувену прибыль и за то время, которое деньги были у него уже после назначенного срока выплаты,
поскольку мудрецы полагают, что и после этого срока деньги остаются у Шимона на прежних условиях.
Но, тем не менее, лучше было бы сразу записать в договоре о «давании в оборот», что, если деньги останутся у взявшего их в оборот и после установленного срока выплаты, они останутся у него на прежних условиях.


6. Вот как должен выглядеть договор о давании денег в оборот:
Я, нижеподписавшийся, признаю,
что получил у г-га Реувена Гурвича из Унгвара
сумму в 100 сто золотых “в оборот” на полгода,
считая со дня, указанного ниже,
и принимаю на себя нижеследующие обязательства:
Любой товар,
относительно которого мне покажется, что покупка его, по всей вероятности, принесет прибыль,
я обязуюсь купить на вышеуказанные деньги,
и обязуюсь сначала вкладывать эти деньги,
а потом уже свои собственные.
И вся прибыль, которую даст мне Б-г от этого товара, будет поделена следующим образом:
половина пойдет мне, а половина — вышеупомянутому г-ну Реувену;
если же я, Б-же упаси, понесу убытки, они также будут поделены поровну.
И немедленно по истечении полугода от дня, указанного ниже,
я обязуюсь возвратить вышеуказанному г-ну Реувену полученную мною сумму и принадлежащую ему половину прибыли.
И мои показания о том, что я понес ущерб, будут заслуживать доверия, только будучи подкреплены словами двух кошерных свидетелей,
а показания о размере полученной прибыли — будучи подкреплены клятвой.
И при этом мы условились о том,
что если я захочу заплатить ему за его долю в прибыли десять золотых,
у него не будет ко мне никаких претензий,
ибо вся оставшаяся прибыль будет принадлежать мне одному,
даже если будет ясно, что она очень велика.
И все условия, на которых мои слова будут заслуживать доверия, сохраняются и после срока уплаты.
И все время, пока я не верну вышеуказанные деньги, они остаются у меня на вышеуказанных условиях.
И я получил плату за свой труд.
Унгвар, 29 Швата 5631 года Свидетели: Леви Блойштейн Шимон Айзенштейн

Йегуда Гохбергер
7. Если участники сделки торопятся и у них нет времени написать договор о давании в оборот,
они могут условиться обо всем вышеперечисленном на словах.
8. Если покупатель осуществляет предоплату за товар, договор «о давании в оборот» должен быть составлен следующим образом:
Я, нижеподписавшийся,
признаю, что получил от г-на Реувена Вайнштока из Унгвара сумму в сто золотых,
чтобы вложить эти деньги в работу машины, которая есть у меня в деревне Зогон,
до Рош-Ходеш месяца Нисан, приходящего к нам к добру.
Прибыль, которую я получу с этих денег, после вычета всех расходов, будет поделена следующим образом:
половина пойдет мне, а половина — вышеупомянутому г-ну Реувену;
если же, Б-же упаси, я потерплю убыток, он также будет поделен поровну.
И сразу в Рош-Ходеш месяца Нисан, приходящего к нам к добру, я обязуюсь вернуть вышеупомянутому г-ну Реувену полученную мною сумму и принадлежащую ему половину прибыли.
Мои показания о том, что я понес убыток, будут признаны заслуживающими доверия, только если они будут проверены и подкреплены показаниями двух кошерных свидетелей,
а мои показания о размере полученной прибыли — будучи подкрепленными клятвой.
Но вот о чем мы условились:
если я захочу в Рош-Ходеш месяца Нисан, приходящего к нам к добру, выплатить вышеупомянутому г-ну Реувену за полученную мною сумму, а также за причитающуюся ему долю прибыли, пять мер спирта, то больше у него не будет ко мне никаких претензий.
И все условия, на которых мои слова будут заслуживать доверия, сохраняются и после назначенного времени выплаты.
И я получил плату за свой труд.
Унгвар, 11 Тишрей 5631
Свидетели: Леви Блойштейн Шимон Блюменталь
Йегуда А-Леви Тойв

9. Если дающий деньги желает, чтобы взявший их написал ему простую долговую расписку,
действительную и по местным законам,
чтобы, если взявший деньги откажется выплатить их или умрет,
кредитору было бы легко взыскать свои деньги через государственный суд,
однако устно они уславливаются,
что эти деньги передаются в качестве «данных в оборот» — этот договор недействителен, даже в том случае,
если долговая расписка написана только на основную сумму.
И запретили это потому, что, имея долговую расписку, давший деньги может взыскать всю сумму даже в случае, если взявший их в оборот понесет очевидные убытки, а это запрещено.
И даже если взявший деньги верит давшему их (что тот так не поступит — перев.), а тот и на самом деле праведник, заслуживающий доверия, тем не менее договор недействителен.
И даже если взявший деньги в оборот пишет давшему их также расписку о взятии в оборот, в которой говорится, что сумма, указанная в первой расписке, взята в оборот — это также не делает договор действительным, поскольку есть основания опасаться, что в будущем сам давший деньги или его наследники спрячут эту расписку и взыщут деньги с помощью обычной долговой расписки.
И разрешение может быть дано только в том случае, если они будут хранить расписку о взятии в оборот у третьего лица,
или если сам давший деньги подпишет эту расписку и она будет храниться у взявшего деньги, или
если они напишут в долговой расписке, что деньги взяты так, как указано в расписке о взятии в оборот,
или, по меньшей мере, если есть два свидетеля, которые могут подтвердить, что деньги, о которых говорится в первой расписке, взяты в оборот.
И во всех этих случаях, если в расписке основная сумма и сумма прибыли не указаны отдельно, а объединены — расписка кошерна.
10. Расписка о давании в оборот может разрешить взять в долг деньги и отдать с прибылью только в том случае,
если и на самом деле деньги берутся для того, чтобы вложить их в какое-нибудь дело.
Но если просящий в долг берет деньги не для того, чтобы вложить в дело, а для того, чтобы выплатить какой-нибудь долг и т.д. — в этом случае договор о давании в оборот не помогает, поскольку в нем написана ложь.
Однако можно сделать так:
если Реувену нужны деньги, а у него есть какой-то бизнес даже совсем в другом месте, он может продать этот бизнес Шимону даже очень дешево, но при условии, что у него, Реувена, остается выбор: если он не передаст этот бизнес Шимону до определенного дня, то заплатит за него такую-то сумму (чтобы у Шимона была соответствующая прибыль); Шимон же даст Реувену необходимую сумму, и они сделают «киньян судар» («покупка обмена», определенная Галахой процедура, позволяющая продать и купить вещи, права и т.д. — перев.), чтобы заключить эту сделку, то есть Шимон, покупатель, даст край своей одежды Реувену, чтобы тот взял его, и тем самым он покупает бизнес Реувена. Это можно сделать даже не в присутствии свидетелей, и бизнес находится на ответственности Шимона, покупателя (то есть он несет все убытки, если они, Б-же упаси, случатся — перев.).
11. И также, если Реувен был должен Шимону деньги,
а при наступлении срока выплаты долга у Реувена не оказалось денег, и они договорились, что Шимон подождет еще какое-то время
— в этом случае договор о взятии в оборот также не работает,
кроме как в случае, когда Реувен продает Шимону долю в имеющемся у него бизнесе, как было объяснено выше.
И Шимон пусть вернет ему расписку за те деньги, что Реувен был ему должен, а вместо этого пусть Реувен напишет ему расписку о продаже часть бизнеса, как объяснено выше.
12. Если еврей дал своему товарищу скотину на откорм с тем, чтобы после этого поделить прибыль,
эта сделка рассматривается так же, как и взятие денег в оборот.

:
/ :

Очередь

Очистить