Короткий урок по недельной главе Цав. В этом уроке разбираются вещи, в которых следует особенно крепиться
Наша недельная глава начинается со слов: «И говорил Г -сподь Моше так: "Повели Аарону и его сынам: "Вот учение о всесожжении"» (Ваикра, 6:2).
Это единственное место, когда Всевышний просит Моше повелеть Аарону. Во всех других местах, когда Б-ог желает, чтобы Моше передал что-либо Аарону, сказано, что Он просит сказать это Аарону.
Раши выводит из слов наших мудрецов, что слово «повели» означает следующее: не просто сообщи Аарону об этой заповеди, но и побуди его к ее исполнению. Как доказательство тому, что это слово означает побудить кого-то к чему-либо и укрепить его в этом Талмуд (Кидушин, 29а) приводит стих из главы Ваэтханан: «И повели Йеошуа, и подбодри его, и укрепи его» (Дварим, 3:28).
Почему же именно здесь потребовалось особое побуждение? Поясняет Раши, что, поскольку здесь речь идет о жертвоприношении ола, которое полностью сжигали, и его мясо не было разрешено есть ни коэнам, ни владельцам жертвы, тот, кто приносил эту жертву, претерпевал особые финансовые потери. «В особенности должно Писание побуждать (к исполнению заповеди) там, где это связано с материальными потерями», заключает Раши.
Другими словами, там, где трудно, человек должен особенно укреплять себя.
Этот принцип мы видим и в трактате Брахот (32б). Там сказано: «Четыре вещи требуют укрепления: изучение Торы, молитва, добрые дела и работа». Комментирует Раши слова «требуют укрепления»: «следует, чтобы человек всегда укреплялся в них всей силой».
Почему же именно эти четыре вещи нуждаются в особенном пробуждении и самоукреплении? Объясняет Маараль (Нетивот Аолам), что, коль скоро эти вещи особенно тяжело даются человеку, именно в них следует «укреплялся всей силой».
А что имеет ввиду Раши, добавляя слово «всегда» («всегда укрепляться»)?
Понять это поможет нам комментарий Виленского Гаона на книгу Мишлей, где он пишет, что человек в духовном плане «должен постоянно подниматься вверх, с одной ступеньки на другую, а если не будет этого делать, то станет падать, ибо невозможно, чтобы человек оставался на той же духовной ступени».
Этот важный принцип сообщает нам мудрейший из мудрейших царь Шломо (Мишлей 15:24): «Путь жизни благоразумного — вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу». Т.е. благоразумный человек, желая избежать падения вниз, в преисподнюю, обязан постоянно продвигаться все выше и выше.
Как-то один мудрец уподобил духовный подъем человека движению велосипедиста, едущего вверх по склону горы: у него нет ни малейшей возможности остановиться или притормозить и оставаться на том же самом месте, и если он не будет продвигаться все выше и выше, — то он поневоле скатится вниз.