Шавуот 2.mp3

  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0
  • 0

Короткий урок о празднике Шавуот

Текст лекции

Рамбан (Ваикра 23, 36) пишет, что дни счёта омера считаются одним длинным периодом холь а-моэд («праздничных будней»). И подобно тому, как после семи дней праздника Суккот следует восьмой день — йом тов (праздник Шмини Ацерет), так и после семи недель, следующих за праздником Песах, идёт йом тов — праздник Шавуот. Из этих слов Рамбана мы явно видим, что есть тесная связь между праздником Песах и праздником Шавуот. Если так, то нам необходимо понять, какая же связь может быть связь между этими такими различными праздниками. Более того, эти праздники, на первый взгляд, противоположны друг другу, ведь в праздник Песах мы обязаны отказаться от квасного (хамеца), а в праздник Шавуот мы обязаны принести хамец в жертву Всевышнему, как сказано в книге Ваикра (23, 17).
Ответ на этот вопрос заключается в том, что хамец символизирует йецер а-ра (дурное начало) в человеке, как об этом говорится в книге Зоар (Ва-йехи 226 б). Йецер а-ра — это те влечения человека, у которых есть материальная основа. Сама материя не является злом. Задача человека — направить материю в правильное русло, подчинить духовному и, тем самым, освятить материю. Поэтому, когда человек только начинает служить Всевышнему, ему стоить отдалиться, насколько это возможно, от всех материальных желаний. Однако, приобретая Тору, человек приобретает возможность направить все материальные желания в правильное русло и освятить материю. Это то, чему нас учит Тора: в начале праздника Песах она приказывает нам отказаться от всего квасного (йецер а-ра), но, в конце концов, в процессе самосовершенствования в Торе (в святых книгах сказано, что сорок девять дней между Песахом и Шавуотом соответствуют 49 киньянэй Тора – путей приобретения Торы, упоминающимся в Пиркей Авот) мы приносим хамец в жертву, т.е. «приподнимаем», освящаем материю.
Почему же именно Тора даёт нам такие силы? В чем ее особенность?
Как известно, любое стремление человека к чему бы то ни было основано, прежде всего, на его отношении к этому предмету.
Существуют вещи, в которых одни видят предел своего счастья, а другие — великое несчастье.
Приведу следующий пример из «Мидраша Танхума».
Некий еврей был огорчён тем, что его отец привержен зелёному змию. Он напивался до такой степени, что выглядел как то животное, которое запрещено евреям в пищу. Сын долго думал, как же отучить отца от этой «плохой привычки». Однажды, идя по улице, сын увидел такого же пьяницу, который валялся в грязи. У него мелькнула идея: покажу отцу этого пьяницу. Увидев, как человек выглядит в таком состоянии, отец не захочет на него походить. Так сын и сделал. Подвел отца к пьянице. Увидев, отец наклонился к товарищу по несчастью и прошептал: «Где ты нашёл такое прекрасное вино?».
Тора учит нас правильно смотреть на вещи, стремиться только к достойному, с одной стороны, и ненавидеть мерзости, отдаляться от них, с другой стороны. И в этом заключается огромная сила Торы, с помощью которой возможно победить ецер а-ра.
В Талмуде (трактат Кидушин 30 б) сказано, что Творец создал ецер а-ра и создал Тору как приправу для него. Почему Тора называется приправой? Потому что функция приправы – дать хороший вкус каждой вещи, в её силе превратиться из горького в сладкое, из неострого в острое и наоборот. Также и в силах Торы поменять «вкус» каждой вещи, изменить наше отношение к ней.

:
/ :

Очередь

Очистить