«А если при этом назидания Моего не примете и ходить будете со Мною непостоянно; то ходить буду и Я с вами непостоянно…»
Этими словами Тора формулирует важное правило: Творец ведет себя с человеком таким же образом, как человек ведет себя с Ним. Пророк Азарья бен Одед, обращаясь к царю Аса, четко определяет этот принцип следующими словами (Диврей а-Ямим 2, 15:2): «Г -сподь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, вы Его найдете; если же оставите Его, Он оставит вас». Когда человек постоянно помнит о Творце и полагается на Него, тогда и Творец «показывает» себя; еврей, уповающий на Всевышнего, явно видит Б -жественное провидение, руку Г -спода, которая во всём направляет Его по жизненному пути. Если же человек оставляет Г -спода, не ищет Его и не желает близости к Нему, то и Г -сподь «оставляет» этого еврея. Хотя Творец и продолжает наблюдать и править им, это правление уже не явное, оно скрыто. Такому человеку не видно Б -жественной руки, ему кажется, что вся его жизнь в руках случая и произвола.
В продолжении своего обращения к царю Аса пророк говорит: «И будет много дней у Израиля без Б -га истинного, и без священника наставляющего, и без Торы. Но они обратятся в нужде своей к Г -споду, Б -гу Израиля, и они будут искать Его, и Он откроется им». Виленский Гаон в комментарии на книгу Диврей а-Ямим пишет, что здесь пророк имеет в виду время изгнания, когда евреи будут скитаться в странах диаспоры. Несмотря на удручающее духовное положение евреев в эти дни, пророк обещает им, что, если они обратятся к Творцу, Он откроется им.
Более того, Творец никогда не оставляет окончательно евреев и всегда предоставляет возможность вернуться к Нему. И это то, о чем сообщает нам Тора в нашей недельной главе, говоря (Ваикра, 26:44): «Но при всём том в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я Г -сподь, Б -г их». На каком бы низком духовном уровне евреи ни были, как бы ни опустились они, Г -сподь не отвергает Свой завет с ними и ждет их возвращения.
«А если при этом назидания Моего не примете и ходить будете со Мною непостоянно; то ходить буду и Я с вами непостоянно…»
Этими словами Тора формулирует важное правило: Творец ведет себя с человеком таким же образом, как человек ведет себя с Ним. Пророк Азарья бен Одед, обращаясь к царю Аса, четко определяет этот принцип следующими словами (Диврей а-Ямим 2, 15:2): «Г -сподь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, вы Его найдете; если же оставите Его, Он оставит вас». Когда человек постоянно помнит о Творце и полагается на Него, тогда и Творец «показывает» себя; еврей, уповающий на Всевышнего, явно видит Б -жественное провидение, руку Г -спода, которая во всём направляет Его по жизненному пути. Если же человек оставляет Г -спода, не ищет Его и не желает близости к Нему, то и Г -сподь «оставляет» этого еврея. Хотя Творец и продолжает наблюдать и править им, это правление уже не явное, оно скрыто. Такому человеку не видно Б -жественной руки, ему кажется, что вся его жизнь в руках случая и произвола.
В продолжении своего обращения к царю Аса пророк говорит: «И будет много дней у Израиля без Б -га истинного, и без священника наставляющего, и без Торы. Но они обратятся в нужде своей к Г -споду, Б -гу Израиля, и они будут искать Его, и Он откроется им». Виленский Гаон в комментарии на книгу Диврей а-Ямим пишет, что здесь пророк имеет в виду время изгнания, когда евреи будут скитаться в странах диаспоры. Несмотря на удручающее духовное положение евреев в эти дни, пророк обещает им, что, если они обратятся к Творцу, Он откроется им.
Более того, Творец никогда не оставляет окончательно евреев и всегда предоставляет возможность вернуться к Нему. И это то, о чем сообщает нам Тора в нашей недельной главе, говоря (Ваикра, 26:44): «Но при всём том в их пребывание на земле их врагов Я ими не пренебрег и их не отверг, чтобы их истребить, нарушая завет Мой с ними; ибо Я Г -сподь, Б -г их». На каком бы низком духовном уровне евреи ни были, как бы ни опустились они, Г -сподь не отвергает Свой завет с ними и ждет их возвращения.