Короткий урок по главе Эмор, в котором идет речь о Хилуль Ашем.
Как я уже сказал на вчерашнем уроке, наши мудрецы говорят, что грех осквернения Имени Творца столь серьезен, что его не могут искупить полностью ни страдания, ни раскаяние, ни Йом Кипур; лишь смерть вместе с тшувой окончательно искупают этот грех. Пишет Рабейну Йона: поскольку это столь тяжелый грех, от него душа не может полностью очиститься, и она остается нечистой и нежелаемой, пока смерть не разлучит ее с телом, в котором она совершила преступление. Несмотря на то, что тшува окончательно не искупает этот грех, она оберегает человека от наказания за него.
И все же Рабейну Йона нашел возможно искупить этот грех при жизни – противоположным, если человек будет стараться как можно больше освящать Имя Творца, т.е. вести себя так, чтобы другие люди видели, как благородно ведут себя евреи, живущие по Торе. “И тогда преступление будет смыто и стерто величием множества добрых дел, противоположных неразумным деяниям, которые преступник совершил в прошлом”.
Есть такие, которые зададут вопрос: как получается, что некоторые, хотя изучают святую Тору, поступают нехорошо? Конечно, таких людей очень мало, но все же.
Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде приведу некую притчу.
Допустим, вышло методическое пособие, самоучитель игры на фортепиано, автор которого обещает ученикам возможность с помощью него успешно овладеть навыком игры. И действительно, из тех, кто начинал по данной методике, в конце концов вышло немало хороших пианистов. Однако были и такие, кого пособие не удовлетворило, и они даже решили подать иск в суд, утверждая, что потратили деньги и время впустую.
На суде адвокат ответчика попросил недовольных продемонстрировать свою игру на фортепиано. И выяснилось, что все они пренебрегали самыми базовыми советами. Убедившись в этом, адвокат справедливо заявил, что учебное пособие - не исторический роман, поэтому простое чтение, без надлежащей практики, не приведет к успеху.
Он также привел отзывы большого числа учеников, которые смогли добиться многого, следуя всем советам этого издания. Свидетелями со стороны ответчика были приглашены уже известные пианисты, которые объясняли, в чём важное преимущество данной методики. «Успех учеников, следовавших всем советам, - утверждал адвокат, - является неопровержимым доказательством того, что это чудесное пособие, и проблема не в нём, а в тех, кто пренебрегал советами, считая их необязательными».
Что-то подобное происходит и с изучающими Тору - есть такие, кто пренебрегает ее основами, оценивая заповеди и многовековой опыт их исполнения на свой лад, и по собственному усмотрению решая, что главное, а чем можно пренебречь. Но если люди тщательно следуют заповедям, без пренебрежения к тому, что им кажется «мелкими деталями», они действительно скромны, добры и отзывчивы. Про таких сказано в Талмуде: «Счастлив учитель, который его обучал! Как велика Тора, которая привела человека к таким духовным высотам!»
Приведем небольшой пример.
Как-то израильский журналист получил задание взять интервью у самого Хазон Иша, одного из выдающихся законоучителей 20 века. Корреспондент с раввином договорились встретиться в городе и вместе прогуляться до места интервью, чтобы поближе познакомиться по пути. Но сложилось так, что каждого задержали свои дела, поэтому до нужного места, где можно было сесть и как следует записать интервью, пришлось добираться в спешке. В какой-то момент Хазон Иш резко и без видимой причины замедлил шаг. Журналист поинтересовался: «Что-то случилось?» И услышал в ответ: «Перед нами идет хромой человек. Если обгоним его, покажем своё превосходство и, возможно, этим причиним ему боль».
Хазон Иш, как и все другие великие раввины, всегда в первую очередь думал о чувствах и нуждах других людей, не пренебрегая этим, не считая, что, если он выдающийся человек, его интересы важней или превыше всего. В одном из его писем мы читаем: «Я чувствую большую обязанность остерегаться, как бы не причинить людям какую-то неприятность даже на одну секунду» («Сборник писем», 1:33).
Читая это, сразу понимаешь: вот человек Торы! На примере таких людей, которые соблюдают сказанное в Торе, не усматривая в ней «мелочей» и не пренебрегая «лишними деталями», мы видим её истинное величие. А наблюдая «верующих», которые ведут себя неподобающе, можно сказать, что проблема точно не в Торе, а в них самих.