Мы начали новый цикл чтения Торы, и начнем с вами с главы Берейшит — с описания создания мира.
Мы с вами знаем, что про Тору сказано — в ней есть все. Нет ничего, что бы происходило в нашем мире, и что не было бы отражено в Торе — в виде ли прямого текста, намека, на уровне кодов Торы и так далее…
Но кроме этого, наши мудрецы говорят, что все, что было, есть и будет в мире, заложено также и в главе Берейшит. Более того — в первом стихе главы.
«Вначале создал Всевышний небо и землю» — в этом стихе семь слов. Они параллельны семи дням Творения, и самой сути числа семь — есть шесть сторон и седьмая — духовная составляющая.
Но самое поразительное, что и в самом слове Берейшит — состоящем из шести букв с одной точкой в букве — тоже есть эти «семь».
Слово «бара» — это создание из ничего, как подчеркивают все комментаторы, оно упоминается только в отношении земли и неба, все остальное было «деланием» — из уже существующего материала. (Создание «еш ми-аин» — это качество Всевышнего).
Если мы посмотрим на слова «небо» и «земля», мы узнаем еще одну интересную вещь. Корень слова шамаим (небо) — шам (там). Корень слова арец (земля) — рац (бежать). С самого начала творения, создания мира, задано наше состояние в нем, и задан вектор, куда мы должны стремиться.
Мы спустились сюда, на землю, не по своей воле, нам «задано» бежать и суетиться, но нам дан и выбор понять, куда мы должны стремиться, куда «прибежать»…
Мы с вами знаем канву этой главы — сюжет всем знаком…
Есть очень много мидрашей, почему Всевышний создал одного человека. Почему только одного, почему не сразу толпу? Одно из объяснений — чтобы все люди могли сказать — мы произошли от одного человека. В начальной точке — мы все «равны», и все остальное — наш дальнейший выбор.
После того, как Адам съел от того самого плода, написано, что Всевышний «приходит» в Ган Эден и спрашивает у Адама «где ты?»… Разве Он — не знает, где Адам? И Адам прячется, а потом приходит и объясняет, что испугался, и начинается всем известный диалог.
Всевышний говорит каждому из нас — эй, где ты там? — И всегда ли мы готовы, чтобы Всевышний меня видел — во всех своих поступках, во всех состояниях?…
А ведь Он видит, и иногда нам по-прежнему хочется спрятаться…. И вопрос Его — по-прежнему звучит…