Маца - хлеб рабов
В агаде мы говорим, что маца – это «хлеб бедности, который ели наши отцы в Египте». Это утверждение, на первый взгляд, непонятно, ведь «хлеб бедности» был в то время, когда наши праотцы были рабами, а маца, как известно, является символом свободы. Чтобы разобраться в этом, задумаемся прежде, о чем мечтает человек в рабстве? Нетрудно себе представить, что самая заветная его мечта заключается в том, чтобы у него был такой же большой дом, такое же изобилие пищи и так же много рабов, как у его господина, и чтобы он, в свою очередь, порабощал этих рабов, как это делает его господин. Менталитет раба специфичен даже после того, как он освободится, поскольку все его понятия и представления о жизни остаются на прежнем уровне. Если он не изменит свой образ мыслей и свое мировоззрение, он останется рабом, даже когда станет свободным, а, разбогатев, может в каком-то смысле стать еще более ничтожным и даже омерзительным. Исходя из этого, можно утверждать, что истинная свобода человека – это, прежде всего, свобода духа, когда в его системе ценностей не преобладают материальные ценности, низменные, животные инстинкты и понятия. Для того чтобы превратить евреев в поистине свободных людей, было недостаточно освободить их из-под египетского ига, нужно было поменять все их представления о жизни. И это было непростой задачей. Еврейская пословица гласит: «Легче вывести еврея из изгнания, нежели изгнание из еврея». Если бы сразу, как только евреи освободились, они получили материальное изобилие, они могли бы подумать, что свобода заключается в том, чтобы, к примеру, качаться в гамаке, грызя семечки и попивая пиво. И тогда бы они остались по ментальности своей такими же рабами, как были прежде. Поэтому, выйдя из Египта, наши праотцы продолжили есть тот же хлеб – мацу, который ели, когда были рабами. Таким образом, та же самая маца, которая была у евреев в период рабства, стала символом свободы.