Короткий урок по главе Тазриа
Обрезание дает возможность еврею, сделавшему его, подняться на гораздо более высокий уровень и стать гораздо ближе к Творцу. Однако, несмотря на то что, подобно другим заповедям, основное благо от выполнения заповеди об обрезании духовное, оно, несомненно, приносит также и материальное благо. Многочисленные примеры этому я привел в книге «Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос».
И тут возникает вопрос: если настолько важно и полезно быть обрезанным, почему же Всевышний не сделал так, чтобы еврей родился уже обрезанным?
В мидраше Танхума на недельную главу (раздел Тазриа 5) приводится история о том, что некий римлянин по имени Торносропус задал раби Акиве подобный вопрос. На что рабби Акива ответил: «Всевышний желал дать евреям возможность самим исправить себя, поэтому Его воля была, чтобы еврей достиг совершенства только выполнив заповедь об обрезании».
Из слов мидраша мы учим, что главное в этой заповеди — дать человеку возможность самому исправить себя, как физически, так и духовно. Интересный факт: человек — единственное из всех живых существ, у которого есть крайняя плоть. И это, несомненно, потому что лишь ему дана возможность исправить себя. Животные же, на которых не возложена обязанность заботиться о самоисправлении, рождаются совершенными, «уже исправленными».
Мой учитель рав Мордехай Ароновский в книге «Нифлаот ми-Торатеха» обращает наше внимание на удивительную вещь: в стихе «И обрезал Авраам Ицхака, сына своего, на восьмой день, как заповедал ему Б-г» (Берешит, 21, 4) последние буквы слов «Ицхака, сына своего, на восьмой…» (эт Ицхак бно бен) составляют слово тикун — «исправление» (слово «бно» на иврите оканчивается на букву «вав», которая может читаться и как «о» и как «у»). Еще более удивительно, что это единственный случай во всей Торе, когда конечные буквы образуют слово тикун (и нет ни одного случая в Торе, когда слово тикун было бы образовано начальными буквами). Этим Тора «намекает», что сущность заповеди обрезания — исправление, усовершенствование себя.