Прошлая глава, Хаей Сара, заканчивается тем, что Авраам умирает «в старости доброй» — удостоившись увидеть, как Ишмаэль сделал тшуву.
Наша недельная глава Толдот начинается с какого-то странного повтора — «Авраам породил Ицхака»; зачем нам опять сообщают об этом? Мы с вами уже сталкивались с тем, что цепочка передачи еврейства через отцов — Авраам, Ицхак, Яаков.
Что касается жен, то только о 4 праматерях упоминается, что они были из той же семьи, что и Авраам… Но цепочки «матери по крови» еще нет. Насчет жен 12 колен есть две версии — либо это сестры-близнецы, либо — кнаанейские девушки.
«Нет ничего нового под солнцем». Классический вопрос — как могли мудрецы знать, можно ли зажигать электричество в шаббат, его же еще не было? Потому что можно проследить идею этого процесса, она уже заложена в Торе. Так, из истории рождения Йосефа и Дины — выводятся алахические правила суррогатного материнства. В гмаре обсуждается, кто кого из них вынашивал, и так далее. Люди не в состоянии ни выдумать, ни изобрести ничего, что бы не заложил Всевышний заранее… И даже «есть ли жизнь на Марсе» — тоже обсуждается в гмаре.
Конкретно же в нашей главе «повторение» сообщает нам 2 новые подробности — 1)подтверждается еще раз, что отец Ицхака — именно Авраам, а не Авимелех; 2)говорит о том, что между Ицхаком и Авраамом существовало поразительное внешнее сходство.
Дальше идет упоминание о родословной Ривки. Там картина довольно безрадостная — отец Ривки, Бэтуэль, известен как большой грешник и человек, мягко говоря, безнравственный. Если вы помните, мидраш объясняет нам в прошлой главе, куда «исчезает» Бэтуэль посредине сватовства Элиэзера к Ривке. Он умер прямо на месте — по одной версии, потому что «случайно» съел отравленную порцию, предназначавшуюся «дорогому гостю» Элиэзеру… Но это еще «безобидный» мидраш!
Второй мидраш несколько страшнее; он гласит, что Бэтуэль, будучи человеком знатным и имевшим большую власть в городе, использовал ее, чтобы ввести «право феодала» (право первой ночи). И когда в городе становится известно о сватовстве к его собственной дочери, жители начинают обсуждать — как он поступит? Если «все по-справедливости», и он применит свое право к родной дочери, как ко всем девушкам до этого, — то хорошо, а если к своей дочери отнесется по-другому — то мы его убьем… И, чтобы не доводить до такой ситуации, Всевышний «убирает» Бэтуэля.
Еще одна причина перечисления родословной Ривки — чтобы подчеркнуть ее заслуги в праведности. Несмотря на то, что ее родословная такая недостойная и греховная, она вырастает великой праведницей. Это то, что дает нам силы, когда мы начинаем не с начала, от рождения, стартуем из какого-то «неправильного» места…
Бывает ситуация, когда каждый из родителей видит ребенка в каком-то определенном свете, по своему. Это мы замечательно наблюдаем на примере Ривки и Ицхака. И «прошлое» Ривки, реальность ее родительского дома, дает ей гораздо более реальную картину. Ицхак же не может даже допустить, что у кого-то из его вымоленных детей может быть такая суть…