Кицур Шульхан Арух 61. Благодарственная молитва за избавление от опасности и другие различные благословения
1. В четырех случаях человек должен произносить Благодарственную молитву за избавление от опасности.
Во-первых, если он путешествовал по морю и достиг своей цели. Во-вторых, ее произносят путешествующие по пустыне и по всем другим дорогам, которые являются заведомо опасными, когда они достигают места назначения.
И поэтому также и тот, кто был в опасности и избавился от нее, как, например, человек, на которого упала стена или которого боднул бык, или на которого в дороге напали бандиты и ночные разбойники, а он спасся от них, и т.д., произносит эту молитву.
В-третьих, ее произносит тот, кто был болен смертельно опасной болезнью, как, например, тот, кого ранили мечом, или если он лежал в постели три дня из-за болезни1, и выздоровел и стал совсем здоровым;
и, в-четвертых, тот, кто был заключен в тюрьму, даже только лишь по обвинению2, связанному с денежными делами, и вышел оттуда.
Какое благословение они произносят? «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, творящий добро даже грешным(должникам), — за то, что Ты отнесся ко мне благосклонно». И слышащие это отвечают: «Пусть Тот, Кто отнесся к тебе благосклонно, будет вечно посылать тебе всяческие блага!».
Текст благословения после избавления от опастонсти на иврите
בָּרוּךְ אַתָּה ה' אֱלֹקינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם
הַגּוֹמֵל לְחַיָּבִים טוֹבוֹת, שֶׁגְּמָלַנִי כָּל טוּב
השומעים עונים:
אָמֵן. מִי שֶׁגְּמַלְּךָ כָּל טוּב, הוּא יִגְמָלְךָ כָּל טוּב סֶּלָה
2. Это благословение необходимо произносить в присутствии десяти человек3 кроме самого благословляющего4, чтобы двое из них были мудрецами Торы, знающими Галаху, как сказано:
«И возвеличат Его в собрании народа и в присутствии старцев восхвалят Его».
Если же невозможно найти мудрецов Торы, благословение все равно можно произнести.
И принято произносить это благословение, будучи вызванным к Торе, после завершающего благословения на чтение Торы.
И, если это возможно, не следует произносить это благословение позже, чем через три дня5.
И поэтому, если человек избежал опасности в понедельник, пусть произнесет это благословение немедленно, даже без книги Торы, и не откладывает его на четверг.
И также, если он соблюдал траур и не имел права подниматься к Торе, пусть не ждет дня чтения Торы, а произносит благословение немедленно. Но пусть произносит его стоя и в присутствии десяти человек, как я писал.
Если же случилось так, что человек промедлил больше трех дней, он может произнести это благословение и после этого.
https://toldot.ru/articles/articles_30057.html
ТРАКТАТ ШАБАТ ГЛАВА ВТОРАЯ МИШНА ШЕСТАЯ
ЗА ТРИ НАРУШЕНИЯ ТОРЫ ЖЕНЩИНЫ УМИРАЮТ ПРИ РОДАХ: ЗА НЕДОСТАТОЧНО ТЩАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ законов О НИДЕ, О ХАЛЕ И О ЗАЖИГАНИИ СВЕТИЛЬНИКА.
ОБЪЯСНЕНИЕ МИШНЫ ШЕСТОЙ
ЗА ТРИ НАРУШЕНИЯ ТОРЫ ЖЕНЩИНЫ УМИРАЮТ ПРИ РОДАХ. Момент родов — это время, когда жизни роженицы угрожает опасность и потому она нуждается в чудесах поэтому тогда [в небесном бейт-дине] вспоминают о ее поведении и заслугах, чтобы решить, достойна ли она этого, и за нарушение трех законов Торы (перечисленных ниже) роженицы несут наказание.
А именно: ЗА НЕДОСТАТОЧНО ТЩАТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ законов О НИДЕ — см. Ваикра, 15:9, — О ХАЛЕ — об отделении халы от теста — И О ЗАЖИГАНИИ субботнего СВЕТИЛЬНИКА, потому что исполнение этих трех заповедей поручено главным образом женщинам.
Гемара (Шабат, 31б) приводит следующее: «СКАЗАЛ СВЯТОЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН: ревиит крови Я влил в вас и остерег вас [в исполнении заповедей, связанных] с кровью, “первинками” назвал Я вас и остерег вас [в исполнении заповедей, связанных] с первинками, душу Я дал вам, называемую “светильником”, и остерег вас [в исполнении заповедей, связанных] со светильником если вы выполняете их — хорошо, а если нет — вот, Я забираю ваши души» (И ПРОПАДЕТ РЕВИИТ ВАШЕЙ КРОВИ, И ПОГАСНЕТ «СВЕТИЛЬНИК» ВАШ, И ИСЧЕЗНЕТ ВАШЕ ИМЯ — «ПЕРВИНКИ» а именно женщинам велено исполнять все это — как сказано в «Брейшит Раба»: Она [т.е. Хава] погубила халу, отделенную от мира — потому что из-за нее погиб Первый человек, вознесенный [Всевышнему] как хала, и загасила светильник мира, и пролила его кровь ТО ЕСТЬ: ПОСКОЛЬКУ ОНА ПОСЛУЖИЛА ПРИЧИНОЙ ЕГО СМЕРТИ — ИМЕННО ЕЙ ВРУЧЕНЫ ЭТИ ЗАПОВЕДИ, и еще: потому что от нее зависит все, в чем нуждается дом, — РАШИ).
Причина, почему не сказано коротко: «о светильнике» — так же, как сказано: «о хале», — состоит в том, что танай хотел намекнуть здесь на сказанное в «Тикуней Зоѓар»: сначала муж должен приготовить светильник, а зажжет его — женщина. Поэтому в мишне говорится: «о зажигании светильника» — то есть, приготовление светильника к зажжению на женщину не возложено (Тосфот раби Акивы Эйгера).
3. Если человеку было сделано чудо, ему следует выделить денег на милостыню, сколько он может, и раздать ее изучающим Тору, и сказать: «Вот, я отдаю эти деньги на милостыню, и да будет воля Его, чтобы засчиталось мне это, как будто я принес благодарственную жертву». (Текст, который произносится вместо принесения благодарственной жертвы, см. в «Хайей Адам», конец первой части). И хорошо было бы и подобало бы ему устроить в своем городе что-нибудь, нужное всем. И каждый год в этот день пусть уединяется для того, чтобы возблагодарить Б-га, да будет благословенно Его Имя, порадоваться и рассказать об этом чуде.
4. Если человек собирается сделать себе кровопускание, а также съесть или выпить какое-либо лекарство или сделать что-нибудь для лечения, пусть вначале произнесет короткую молитву и скажет: «Да будет воля Твоя, Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы то, что я делаю, помогло мне выздороветь — поскольку Ты лечишь бесплатно». Если же на ту вещь, которую человек ест или пьет для лечения, нужно произносить благословение (см. выше, глава 50, параграф 8), пусть сначала произнесет эту молитву, а потом благословение (поскольку мне кажется, что в данном случае не следует делать перерыва между благословением и съеданием). После же кровопускания следует произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, лечащий больных».
5. Если человек чихает — его товарищ долен сказать ему: «Будь здоров!», а тот отвечает ему: «Будь благословен!» — и после этого произносит: «На спасение Твое полагаюсь, Б-же!», поскольку тот, кто молится о товарище, получает ответ первым.
6. Если человек молится о том, что уже произошло, как, например, если он слышит, как в городе кричат, и говорит: «Да будет воля Твоя, чтобы эти крики доносились не из моего дома!»; или, если жена его беременна, и после сорока дней от начала беременности он говорит: «Да будет воля Твоя, чтобы жена моя родила мальчика!» — такая молитва называется «напрасной», поскольку то, что случилось, уже случилось. Но если от начала беременности прошло меньше сорока дней, эта молитва может помочь, и поэтому человек может ее произносить. После же сорока дней он может молиться о том, чтобы родившийся ребенок выжил, и чтобы он был угоден Б-гу и людям.
7. Тот, кто приходит на свое гумно подсчитывать урожай т.д., произносит молитву: «Да будет воля твоя, Г-сподь, Б-г мой, чтобы послал ты благословение на этот стог!». Когда он начинает измерять, произносит: «Благословен Тот, Кто послал благословение на этот стог!» (это благословение произносится без упоминания Имени Б-га и Царства)7. Если человек подсчитал урожай и после этого молится — это напрасная молитва, поскольку благословение может быть послано только на то, точное количество чего скрыто от глаза.
8. Когда ребенок достигает возраста бар-мицвы, то, когда он в первый раз поднимается к Торе8, после того, как он произнесет завершающее благословение на чтение Торы, его отец произносит следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь9, Б-г наш, Царь вселенной, освободивший меня от наказания за этого». (Смотри в книге «Хайей Адам»). И заповедь требует от человека устроить трапезу в тот день, когда его сын достигает возраста бар-мицвы, то есть в тот день, когда он входит в свой четырнадцатый год. Если же во время трапезы ребенок произносит речь с разбором какого-либо места из Торы, то эта трапеза считается заповеданной, даже если она устроена и не в тот самый день.
9. Если началась засуха, даже в тех странах, в которых дожди идут часто и не прекращаются так уж надолго, то, если все же случилось так, что дождей нет уже очень долго и вся страна из-за этого страдает, то потом, когда дожди пойдут, если они пошли так сильно, что залили землю лужами, на которых появляются пузыри и которые текут навстречу друг другу — необходимо произносить благословение на них10.
10. Какое благословение произносится? Если у человека нет своего поля, он произносит следующее: Мы благодарны тебе, Г-сподь, Б-г наш, за каждую каплю, которую Ты послал нам. И если бы уста наши были наполнены пением, как море и т.д.(как в Песни-благословении в Шаббат после «Псукей де-Зимра»), до слов: «…и провозглашать святость и царственность Имени Твоего, Царь наш», и завершает словами: «Благословен ты, Г-сподь, Б-г, достойный многих благодарностей и восхвалений»11.
Если у человека есть поле в совместном владении с другим евреем, он произносит благословение: «…Который добр и творит добро». Если же у него нет компаньона-еврея, то, даже если у него есть жена и дети, он произносит Благословение времени12. Благословение: «…Который добр и творит добро» и Благословение времени человек произносит даже в том случае, когда он не видит самого дождя, а только слышит, как он идет. Но благословение: «Мы благодарны…» произносит только тот, кто видит, как идет дождь.
1 И в этом случае даже и тот, кто был болен не смертельно опасной болезнью — достаточно, чтобы он был болен настолько, чтобы из-за его болезни нарушали Шаббат, прибегая к помощи нееврея.
2 По мнению МБ — только по делу, за которое может быть назначена смертная казнь.
3 Если нет десяти человек — мудрецы спорят, нужно ли его произносить. И смотри МБ, глава 219 и БГ на эту же главу, где от имени рабби Акивы Игера объясняется, каким образом, по мнению всех, можно все-таки произнести это благословение.
4 А по мнению МБ, он сам входит в эти десять человек.
5 Если же невозможно собрать миньян — см. МБ, глава 219, параграфы 8 и 20.
7 Поскольку только в том случае, когда человек подсчитывает урожай для отделения десятины, мы знаем, что Вс-вышний обещает ему благословение без границ.
8 Или молится в качестве хазана.
9 Некоторые говорят, что оно произносится без упоминания Имени Б-га и Царства. А «Хайей Адам» пишет, что произнесший полный текст благословения ничего не потерял.
10 А в Земле Израиля, где часто бывает засуха, это благословение произносится на первый дождь. Если же погода в этом году была такая, как обычно — без упоминания Имени Б-га и Царства.
11 Слово «восхвалений» в «Шеелот у-Тшувот» не приводится.
12 А по мнению МБ, жена и дети рассматриваются для данного закона так же, как компаньон.