Буква Далет
Пасук Далет: Дарша цемер у-пиштим, ве-таас бе-хафец капэа — Требует (а также понимает) шерсть и лен, и делает с сильным желанием (дела) ее рук.
То есть, во первых, Эшет Хаиль — понимает разницу между шерстью и льном. Что это значит? Если мы посмотрим на структуру шерсти и льна, то откроем удивительную вещь — шерсяная ткань состоит из сплошных дырок, и при этом — греет. Льняное полотно, наоборот, имеет очень плотную структуру — и совершенно не греет, он «холодный».
Шерсть символизирует тепло, хесед, любовь. Лен — символизирует холод, границы, строгость. С одной стороны, обе эти вещи нужны в жизни. С другой стороны, если мы посмотрим, в жизни — это выглядит гораздо сложнее.Часто люди чрезмерно концентрируются на одном аспекте — например, женщина поняла про «шерсть» — и боится сделать ребенку любое замечание, чтоб не нанести ему эмоциональный вред… или наоборот, поняли про «границы», и перегибают — в эту сторону.
Невозможно жить в мире, где есть только «шерсть», или только «лен». Но, — их нельзя смешивать! Нельзя одновременно очень строго и однозначно указать ребенку какую-то границу — так нельзя — и тут же улыбнуться, и сказать «ну, если очень хочешь… то можно, солнышко». Ты не можешь тут же в шерсть — вплетать лен, и наоборот. В таком случае — получается шаатнез! И этим — нельзя пользоваться.
Эшет Хаиль — понимает, различает очень четко, между шерстью и льном, понимает, когда нужно одно, а когда — другое, умеет пользоваться каждым из них в нужное время. И она знает, что это два ее основных инструмента — в любой ситуации в жизни.
Шерсть — любовь, которая не мешает дышать, дает воздух, как шерстяная одежда — принимая форму того, на кого ее одевают — понимает потребности любимого.
Лен — форма — нечто неизменное, без «дырок», границы, которые не должны иметь пробелов.
И оба эти инструменты очень важны — и каждый необходим вовремя.
Родитель, который не понимает, какое сейчас «время года» (время, в которое мы живем) — и пытается подогнать время года под свои представления — это неумение лидрош, различать между шерстью и льном. Понятие «нормальный» нужно соотносить со временем и местом, где мы находимся. Возможно, что в том месте, где 10 лет назад нужен был пиштан (лен) — теперь нужна шерсть, а там, где 10 лет назад нужна была шерсть — теперь нужен лен. И это вещь, отданная на мудрость мамы, она должна это понять.
Есть вещи, границы, которые необходимы, и это отдано на мудрость женщины — и проверка этого «таас бе-хефец капэа», «делает с желанием ее рук»: если ты делаешь что-то необходимое, то делай — с желанием, с кайфом. Пример мамы, которая попросила дочь помыть посуду 🙂 (в аудио).
Всевышний сотворил человеческую психику таким образом, что она раскачивается (сама по себе!) — только до определенной границы. Это можно наблюдать и на примере поколений — это похоже на волны: самый изученный, классический пример — это пример сексуальной распущенности: поколения «раскачивались», уходя все дальше в эту сторону, и вдруг — сработали некие внутренние границы морали — и сами молодые, в большинстве, начали отходить обратно, сами — устанавливать себе какие-то границы. Это уже очевидно исследователям в последние несколько лет.
Если человечество систематически переходит нижнюю границу, теряет «целем энош» — то, поскольку мы в мире нужны только в нашем человеческом качестве, происходит некая катастрофа.
Продолжение — Теория разбитых стекол, Буква Далет и многие другие интересные примеры и факты — можно услышать в аудио.