Сегодня поговорим о чем-нибудь приятном: о комплиментах.
Когда говорят о скромности, часто возникает вопрос: «Всё это звучит правильно. Но что же делать? Ведь меня так тянет наряжаться и украшаться! И, конечно, немного стыдно признаться, но скажу честно: мне очень приятно слышать комплименты по поводу моей внешности».
Разберемся по порядку. Обратимся к книге Торат аКисуй. Достоверно известно, что все женщины в мире сотворены так, что у них есть внутреннее стремление себя украшать и хорошо выглядеть. Это вовсе не недостаток, а наоборот, огромное достоинство. При помощи этого внутреннего устремления можно достичь необыкновенных высот, однако надо знать, где проходит та тонкая граница, разделяющая между светом и тьмой, Исраэлем и народами мира.
В качестве примера рассмотрим объяснение Раши (Шмот 38:8), касающееся праведных еврейских женщин, которые хотели пожертвовать что-то для Мишкана (Переносного Храма). Они хотели принести для строительства Мишкана свои медные зеркала. Моше Рабейну вначале не хотел принимать эти зеркала, поскольку они использовались ранее для того, чтобы перед ними прихорашиваться и украшаться с целью привлечь к себе внимание.
Однако Всевышний сказал Моше принять этот дар и, более того, сказал, что эти зеркала Ему дороже, чем все остальные приношения, сделанные евреями, поскольку при помощи этих зеркал еврейские женщины в Египте обеспечили продолжение и выживание еврейского народа. За дополнительными подробностями обращайтесь к тому комментарию Раши.
Из этого мы ясно видим, что стремление женщины украсить себя – это настолько важная и возвышенная вещь, что те средства, при помощи которых это делается, достойны стать сосудами в Храме.
Но это верно лишь при условии, если это делается в нужное время и в нужном месте. Если же пользоваться этим сильным средством в неподходящей для него обстановке, то это не только не подобает для Храма, но и является отталкивающим.
Что же касается второго утверждения, утверждения о том, что комплименты нам важны, ответим так. Существуют два основных вида комплиментов в этом мире.
Есть комплименты, удовольствие от которых длится час, два часа, а потом оно проходит, как бы выветривается, и мы начинаем ждать следующего комплимента. Следующий комплимент приходит, заполняет пустое пространство, а потом и его воздействие ослабевает и исчезает.
А есть комплименты, которые согревают сердце, которые остаются с нами на всю жизнь до самого конца.
Есть похвала, которую можно получить от недалеких и не особо думающих женщин, у которых кроме погони за удовольствиями этого мира почти ничего нет за душой.
А есть похвала, которую можно удостоиться получить от тех женщин, живущих богатой духовной жизнью, от женщин, которые воплощают в себе известное наставление Рамбана сыну: Во всех своих делах и поступках и мыслях, во всякое время, думай в своем сердце, что ты стоишь перед Святым, Благословен Он, и Его Присутствие над тобой.
Обратимся еще к одному аспекту. Известно, что пропитание человека ему назначается на год в Рош аШана. Подобно тому, как человеку отмеряется количество его пропитания, так же ему отмеряется и количество удовольствий, которое он получит в течение года, от начала года и до конца его. В наших руках лишь выбор, из какого источника получить то, что нам уже отмерено и приготовлено. Количество похвалы и комплиментов нам тоже отмеряно. То есть, если, скажем, мне положено 900 комплиментов в год, то я их получу, вопрос только – от кого и за что.
Если я чем-то поступаюсь в вопросах скромности и делаю это в надежде, что мой внешний вид удостоится похвалы и одобрения, то понятно, что похвала эта и комплименты многое скажут о тех, кто мне их станет выдавать, скажут о том, на каком духовном уровне они находятся.
«Срок годности» таких комплиментов невелик, они проводят меня, в лучшем случае, лишь обратно до дверей моего дома.
И напротив, женщина, которая тщательно следует закону и стремится добавлять и выполнять его еще лучше, стремится к настоящей, неподдельной скромности, она также получит отмеренное ей количество комплиментов (и вполне вероятно, что от женщин, приведенных в предыдущем примере, она не дождется доброго слова). Комплименты ее будут иного рода, более высокого достоинства.
Стоит вспомнить пример Кимхит. Она получила похвалу от мудрецов Израиля, похвалу за семерых сыновей, которые удостоились быть первосвященниками. Кому из нас не хотелось бы, чтобы однажды раздался телефонный звонок, и сам директор того места, где учится наш сын, сообщил бы нам, что наш сын закончил изучение трактата не просто с отличием, а на голову выше всего своего класса, да вообще на уровне, превышающем всем обычные?
Не променяли бы мы с радостью все комплименты нашим потрясающим нарядам на настоящую похвалу тому, какого духовного уровня достиг наш муж в своем служении Всевышнему?
В скобках отметим, что мудрецы, пытаясь понять корень этого удивительного явления – семи братьев, находившихся на столь высоком духовном уровне, обратились с вопросом именно к матери. Почему они не спросили отца? Слышала объяснение, что мудрецы знали отца и знали, что это не могло быть его заслугой, и поэтому обратились с вопросом к матери. То есть, даже если отец и не является человеком, достойным таких исключительных детей, достаточно положительных качеств матери, ее скромности.
Вернемся к комплиментам. Из наших источников известно, что праведные дети и мужья – это одна из составляющих награды, уготованной скромным женщинам. И в наших руках находится выбор, из какого источника черпать то количество похвал, которое нам уготовано.
Кроме стремления понравиться, у нас есть еще одно стремление – найти свое место в обществе, слиться с ним. Даже если мы и не хотим сливаться с большинством общества, всё равно к какой-то группе мы обычно стремимся принадлежать. Часто мы задаемся вопросом, что скажут о нас окружающие люди.
И нашу обеспокоенность этим вопросом можно также использовать в положительном направлении, в направлении духовного роста. Вместо того, чтобы переживать, что скажут люди (не уточняя, какие), можно задуматься о том, что скажут люди, отличающиеся и известные своей Б-гобоязненностью и стремлением к святости и ко всему, с этим связанному. Можно задуматься о том, как они отреагируют при встрече и разговоре с нами.
В принципе, обобщения чаще всего мешают. Нет такого общего явления «люди». Общество состоит из различных групп (цибур = цаддиким, бейнониим, решаим). Отвлечемся от темы скромности и представим какую-либо другую заповедь, исполнение которой также невозможно скрыть в обычной жизни. Например, соблюдение субботы и праздников. Когда человек вдруг систематически исчезает и даже не отвечает на телефонные звонки и прочие электронные устройства, это обычно не остается незамеченным.
Что скажут «люди»? Часть людей обрадуются и похвалят, часть будут недоумевать, часть будут обходить неприятную тему стороной, а часть скажут прямо, что они думают о нашем психическом состоянии и о нашем мрачном будущем.
То есть, к общему мнению они не придут. Если мы твердо уверены в своем решении продолжать соблюдать субботу, то нам будет приятно получить одобрение со стороны части людей, поскольку, скорее всего, это и есть наши единомышленники, наш круг общения.
Человек находится под влиянием окружающего общества, это бесспорный факт, многократно описанный нашими мудрецами (например, можно обратиться к трудам Рамбама, началу Илхот Деот). Что такое дурное влияние, описывать излишне, это и так хорошо известно. В вопросах скромности отрицательные примеры могут оказать разрушительное влияние даже на казалось бы крепких и устойчивых людей.
Но надо помнить, что верно и обратное: когда мы общаемся с людьми, которые ценят скромность, учат и знают законы, следят за своим достойным поведением и внешним видом, сам факт этого общения с ними оказывает на нас положительное влияние. Даже если наше собственное понимание скромности и стремление к ней и не является на данный момент чем-то особенно глубоким, положительные примеры перед глазами чрезвычайно важны.
Не следует думать, что есть люди закаленные, способные эффективно противостоять дурным примерам, к которым не относится правило о влиянии общества. Понятно, кто-то подвержен общественному давлению больше, кто-то меньше, но все мы находимся под его влиянием.
И одно из самых больших и грозных испытаний, стоящих на пути женщины, которая хочет что-то улучшить в своем соблюдении законов скромности, это влияние окружающего общества. В большинстве случаев общество не особо поощряет положительные изменения в этом направлении, и те, кому удается, невзирая на внутреннее и внешнее сопротивление, укрепиться в соблюдении законов, обычно не получают за это множества одобрительных комментариев и комплиментов.
Если мы гонимся за комплиментами нашей внешности, мы обращаемся к одной части общества. Если мы стремимся к тому, чтобы духовно расти, комплименты придут с другой стороны.
Давайте спросим себя: когда я выхожу из дома, кому я хочу понравиться? Что мне важнее – найти милость в глазах Всевышнего или в глазах людей? Более того, почему вообще для нас так важно нравиться другим людям? Пишет раббанит Зайднер, что причины проистекают от недостатка веры.
Например, я хочу нравиться людям у себя на работе, чтобы меня на работу приняли, чтобы клиенты меня уважали, чтобы мои сослуживцы или мои ученицы меня ценили и любили, и т. д. Но на самом деле известно, что пропитание человека установлено ему Всевышним с Рош аШана, вне зависимости от того, будет ли это пропитание добыто разрешенным или запрещенным способом. У человека нет выбора, сколько он сможет заработать. Выбор его состоит в том, из какой «трубы» получить свое пропитание.
И так сказали наши мудрецы (трактат Сота 47а): Есть три вида привлекательности: привлекательность места для его обитателей, привлекательность женщины для ее мужа и привлекательность покупки для покупателя.
Из этого мы учим, что привлекательность – это на самом деле от Всевышнего, а не от того, насколько мы себя украшаем.
Более того, в Талмуде приводится, что если бы не совершали дурных деяний, мы могли бы получать пропитание безо всяких хлопот и усилий, ведь получают же его все животные. Так что как мы можем подумать, что, нарушая закон, мы сможет тем самым обогатиться?
И еще про доходы. Есть несколько источников, в которых наши мудрецы сообщают нам, что человек получает пропитание и богатство через свою жену (например, говорится в Талмуде, что без жены нет у человека благословения, и что следует почитать жен, чтобы разбогатеть).
И когда чужие люди интересуются чьей-то женой, они тем самым как бы «воруют» часть этого положительного материального влияния, которое было изначально предназначено ее мужу.
Получается, что привлечение чужого внимания – это путь не к богатству, а наоборот.
Иногда есть другая цель: Я хочу хорошо выглядеть в глазах родственников и знакомых мужа, так что они станут меня ему хвалить, и тогда он меня будет еще больше ценить.
Если мы будем помнить, что привлекательность женщины в глазах ее мужа – это тоже дар Всевышнего, то сможем понять, что украшение и выставление себя напоказ перед чужими людьми, привлечение их внимания – это не то средство, которое поможет нам обрести привлекательность в глазах собственного мужа. Если эта привлекательность – это дар Всевышнего, то как мы можем ожидать такого подарка, если мы нарушаем повеления Всевышнего, нарушаем законы скромности?
Всевышний создал нас, согласно Его воле. Создал нас красивыми и стремящимися к красоте. Красота и стремление к ней – это наше как бы встроенное свойство, заложенное Творцом при создании женщины. Это инструмент, и для каждого инструмента есть сфера применения. Красота помогает нам в строительстве нашего дома, нашей семьи.
Что же касается комплиментов, то всё что нам положено, мы получим. И хотелось бы получить их из хороших источников за правильные вещи.