Короткий урок по недельной главе Тецаве. В этом уроке речь идет о мудрости и ее приобретении
В нашей недельной главе Господь обращается к Моше с просьбой: «И ты говори всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духом мудрости». Похожий стих мы находим в главе Ки Тиса: «И в сердце каждого мудрого сердцем Я дал мудрость». Талмуд учит из этих слов, что Творец дает мудрость только изначально разумным людям.
Рав Хаим из Воложина в книге «Нэфэш а-Хаим» спрашивает: если Всевышний дает мудрость только тому, кто мудр, откуда будет у человека первичная мудрость?
Отвечает рав Хаим, что речь здесь идет о богобоязненности, поскольку она также называется мудростью, как говорит Иов: «Вот богобоязненность – это мудрость». А приобретение богобоязненности зависит только от самого человека, как Талмуд учит из стиха Торы.
Подобное нам уже сообщил мудрейший из всех людей, царь Шломо в книге притчей: «Богобоязненность – начало познания, мудрость и постижение знания глупцы презирали». Объясняет Виленский Гаон: когда у человека есть трепет перед Небесами, он желает постигнуть волю Создателя и понять, какие поступки следует совершать, а от каких необходимо воздержаться. А природа человека такова, что, когда он желает какую-либо вещь, находя и познавая ее, он рад ей, и она сохраняется в его памяти и сознании. Однако, если нет в человеке трепета перед Творцом, даже если он будет изучать слова Торы и многократно повторять их, он не сможет глубоко познать ее святые слова. Причина этого заключается в том, что человек не может воспринять такую вещь, которая неважна ему и не желаема им.
Каким же образом может человек приобрести «первоначальную» мудрость, трепет перед Небесами? Рамбам пишет, что ее можно достичь путем созерцания великой мудрости Г -спода, разлитой в мире, и размышлений о ней. И так пишет Рамбам: «Как можно достичь страха перед Богом? В момент, когда человек задумается над деяниями Творца и чудесными, великими Его созданиями и увидит в них проявление мудрости, которой нет размера и конца…, он отшатнется назад, и устрашится, и его охватит ужас, понимая, что он – маленькое, низкое и ничтожное создание, стоящее со своим мизерным сознанием перед Совершенным Разумом».