У нас опять сдвоенная глава — Ахарей мот-Кдошим. Но я хочу остановиться на одной из них — главе Ахарей мот.
Она названа так «тематически», ахарей мот — значит «после смерти», после смерти двух сыновей Аарона. Мы с вами уже говорили в прошлый раз, что то поколение, поколение пустыни, отличалось наличием причинно-следственных связей. Именно этого нам с вами сейчас так нехватает.
В период эстер паним человек, не дай Б-г, что-то нарушает — и жизнь продолжается. И это ощущение, что ничего не происходит, уводит людей от правды.
Где-то я слышала историю о двух людях, один из которых сказал другому: пойдем в Йом Кипур на могилу такого-то праведника, будем есть там свинину, и я тебе гарантирую, что ничего с нами не случится, как пришли, так и уйдем. И действительно, как пришли, так и уйдут… гром с неба не спустится, и огонь с неба не сожжет (надо еще быть достойным грома и огня с неба)… Свобода выбора остается, а причинно-следственные связи — скрыты от нас, и мы их практически не ощущаем.
Одна из вещей, описанных в нашей главе — служба в Храме в Йом Кипур. В то время еще была возможность увидеть, что раскаяние принято — когда ниточка над входом в Святилище белела…
Многие комментаторы, описывая смерть сыновей Аарона, говорят о таком важном аспекте иудаизма, как ахнаа — подчинение. Это, на самом деле, основополагающий аспект в иудаизме.
Человек может сказать: «я порядочный, веду себя так по отношению ко всем, потому что я считаю это правильным» — это пример мишпатим, которые мы могли бы сами для себя установить — более того, научиться разным положительным качествам у животных… Как говорит наша Традиция, расторопности — у муравья, скромности — у кошки, быстроте у оленя и т.д.
Если же мы люди, принявшие на себя оль малхут Шамаим — власть Всевышнего, то неотъемлемая часть нашего мировоззрения — что мы стремимся быть добрыми, отзывчивыми, порядочными не благодаря доводам своего разума. Есть колоссальная важность в том, что мы понимаем, — это то, что заповедовал нам Всевышний.
И даже, когда мы находимся в таких ситуациях, в которых ужасно тяжело сделать то, что правильно… и все наше естество восстает против этого… Например, иногда хочется так ответить, чтоб знал, и больше рта не открывал; или «поставить на вид»; или ответить тем же, или — не ответить тем же, но рассказать о том, что я тебе не отвечаю, в отличие от тебя… И во всех этих ситуациях, мы должны остановиться, потому что мы знаем, что есть воля Свыше, запретившая нам это.