Глава №52 - Кицур Шульхан Арух - рава Шломо Ганцфрида
Законы произнесения благословений «…сотворивший плод дерева», «…сотворивший плод земли» и «…по слову Которого существует все»
глава 52:8-18
8. Если трава растет сама по себе и ее никто не сеет, хотя ее и можно есть сырой, и даже если ее сварили и теперь получилось полноценное кушанье, тем не менее, поскольку ее не сеют, она не считается плодом, и перед ней произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
Однако на салат и т.д., который сеют, произносят благословение: «…сотворивший плод земли».
Однако, даже если речь идет о траве, вырастающей сама по себе, если ее плоды являются полноценной пищей, как у земляники и малины, на них произносят благословение: «…сотворивший плод земли»3.
9. Та часть плода, которая не является главной, не так важна, как сам плод, и ее благословение на один уровень ниже того, которое произносится на сам плод,
то есть: если на сам плод произносится благословение: «…сотворивший плод дерева», то на второстепенную часть плода произносят благословение: «…сотворивший плод земли»;
если же на плод произносится благословение: «…сотворивший плод земли», то на второстепенную часть плода произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
И поэтому, если речь идет про каперсовый куст, листья которого годятся в пищу, и на листьях есть такие небольшие утолщения вроде фиников, как бывают на листьях ивы, и есть у него плоды (ягоды, которые и есть главные плоды этого куста), а у ягод есть кожура, растущая вокруг этих ягод, как скорлупа ореха, и эта кожура также годится в пищу —
на ягоды, которые являются главными плодами каперсового куста, произносят благословение: «…сотворивший плод дерева»,
а на листья, на «финики», растущие на листьях, и на кожуру ягод произносят благословение: «…сотворивший плод земли»3*.
И также на сваренные в меду и сахаре розовые лепестки произносят благословение: «…сотворивший плод земли», хотя они и растут на дереве, поскольку они не являются главной частью плода.
И также на кожуру апельсина, сваренную в меду и сахаре, произносят благословение: «…сотворивший плод земли»4.
А на кожуру дыни, которую варят в меду и сахаре, произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
А на стручки гороха, который сеют в поле, хотя они сами по себе сладкие, если их едят отдельно от самого гороха, благословляют: «…по слову Которого существует все».
А на тот горох, который сеют в садах, чтобы есть сырым вместе со стручками, даже если едят отдельно сами стручки, следует произнести благословение: «…сотворивший плод земли»5.
10. На косточки фруктов, если они сладкие6, произносят благословение: «…сотворивший плод земли»7;
горькие же косточки вообще не являются едой, и если их едят как есть, на них вообще не произносят благословения;
если их сделали слаще, обжарив на огне и т.д., произносят на них благословение: «…по слову Которого существует все».
11. Что касается горького миндаля:
когда плоды его еще не дозрели (а тогда главной съедобной частью их является кожура, которая не является горькой, и именно для этого его и сажают) — когда едят эту кожуру, произносят на нее благословение: «…сотворивший плод дерева».
А когда плоды вырастают, и главной частью плода является уже его содержимое, а оно горькое — если его едят как есть, на него вообще не благословляют.
Но если его сделали сладким, обжарив на огне или другим способом, тогда, поскольку миндаль является плодом дерева и поскольку миндальное дерево сажают ради получения этих плодов — на это содержимое благословляют: «…сотворивший плод дерева».
На миндаль в сахарной глазури, хотя сахара там больше, тем не менее благословляют: «…сотворивший плод дерева».
А на кальмус в сахарной глазури произносят благословение: «…по слову Которого существует все», поскольку кальмус не является плодом.
12. На плоды, не созревшие полностью на дереве, даже если их потом сварили в сахаре, меду и т.д., как принято варить недозревшие плоды в сахаре или меду, произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
Только на этрог, сваренный в меду или сахаре, нужно произнести благословение: «…сотворивший плод дерева».
13. На паданцы, то есть на плоды, сожженные солнцем и упавшие с дерева до созревания, поскольку они являются испорченной едой, произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
И на заплесневевший хлеб и на немного испорченное кушанье также произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
Но если еда совсем испорчена, так, что не годится больше для еды, на нее не произносят благословения вовсе.
И также на настоящий уксус (который пузырится, если его выплеснуть на землю) не благословляют.
Если же его развели водой настолько, что он теперь годится для питья — на него произносят благословение «…по слову Которого существует все».
14. А есть такие плоды, которые никогда полностью не вызревают на дереве, и поэтому после того, как они собраны с дерева, их помещают в солому и т.д. и в таком виде они дозревают, как, например, маленькие груши. Поскольку для этих плодов это нормально, на них благословляют: «…сотворивший плод дерева»8.
15. Есть плоды, которые представляют собой всего лишь сок, наполняющий кожицу (как калина), и они не годятся для еды, а только для того, чтобы высосать сок и выбросить кожицу.
Когда высасывают сок из таких плодов, произносят на него благословение: «…по слову Которого существует все» (поскольку главное в этих плодах — напиток, содержащийся в них, они вообще не называются плодами).
И даже если человек проглатывает и кожицу, и косточки, все равно произносит благословение: «…по слову Которого существует все».
16. Благословение: «…сотворивший плод дерева» и: «сотворивший плод земли» произносят только в том случае, если хотя бы немного заметно, что это плод9;
однако, если плод измельчен до такой степени, что вообще непонятно, что это такое, как, скажем, варенье или повидло, которое варят из слив,
или чечевица, которая перемолота в пюре, и т.д. — на такие кушанья произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
Но если случилось так, что человек произнес на них то благословение, которое им полагается, то обязанность благословить выполнена.
А если эти плоды по большей части едят именно размалывая полностью, то на них следует произносить то благословение, которое им полагается.
17. Как произносить благословение на вареные рис и пшено?
Если они не перемолоты в пюре, на них произносят благословение: «…сотворивший плод земли»;
если же они перемолоты в пюре10, или если из них смолота мука и из нее испечен хлеб, то есть разница между рисом и пшеном, поскольку по закону на рис следует произносить благословение: «…сотворивший разные виды пищи», а на пшено — «…по слову Которого существует все».
Однако мудрецы сомневаются, не имеется ли в Талмуде под «рисом» в виду именно пшено, а под «пшеном» — рис.
Поэтому человек, трепещущий перед Небесами, станет есть пюре как из риса, так и из пшена только во время трапезы11.
А в тяжелой ситуации, то есть если у человека нет хлеба, он может произнести как на рис, так и на пшено благословение: «…по слову Которого существует все», а после еды — «…сотворивший многих живых существ…».
На хлеб, сделанный не из злаков12, даже в тех местах, где принято есть именно этот хлеб, произносят благословение: «…по слову Которого существует все»13. (Закон смешанной муки см. в «Шульхан Арухе», глава 208, параграф 9).
18. На сахар произносится благословение: «…по слову Которого существует все».
И также тот, кто высасывает сахарный тростник, произносит благословение: «…по слову Которого существует все»;
и также на корицу и лакрицу, которые грызут только для вкуса, а потом выплевывают, следует произносить благословение: «…по слову Которого существует все».
1 В МБ не приводится.
2 «Хайей Адам» склоняется ко мнению, что в этом случае произносят: «…по слову Которого…». Однако а-Гра придерживается того же мнения, что и «Кицур Шульхан Арух».
3 Если речь идет о лесных ягодах, растущих на высоких деревьях — из слов МБ следует, что перед ними произносится благословение: «…сотворивший плод дерева».
3* «Биркей Йосеф» пишет, что сегодня этот куст не сажают для того, чтобы есть его листья и их «финики», и поэтому на них произносят благословение: «…по слову Которого существует все».
4 По мнению же МБ — «…по слову Которого существует все». Если же человек по ошибке произнес: «…сотворивший плод дерева» или: «…сотворивший плод земли», обязанность благословить выполнена, и не нужно благословлять вторично.
5 А по мнению МБ — «…по слову Которого существует все». И, если это возможно, хорошо бы устроить так, чтобы есть их вместе с горохом и произнести вначале отдельно на горох благословение: «…сотворивший плод земли».
6 То есть если они хоть немного приятны на вкус.
7 Если же их едят вместе с самим фруктом или сразу после, к ним относится то благословение, которое произнесли на фрукт.
8 А МБ сомневается, может быть, на них нужно произносить благословение: «…по слову Которого существует все».
9 То есть плод хоть в какой-то степени реально сохранился, как в случае пюре из инжира или картофеля.
10 Даже немного (и, возможно, у лущеного риса тот же самый закон, что и у размолотого. Но, в любом случае, если человек произнес на них благословение: «…сотворивший плод земли», видимо, обязанность благословить выполнена).
11 А по мнению МБ, можно положиться на слова тех, кто считает, что на рис нужно произносить благословение: «…сотворивший разные виды пищи». И также на пшено человек может произнеси благословение: «…сотворивший разные виды пищи», и не следует одергивать его. (Завершающее благословение как на рис, так и на пшено — «…сотворивший много живых существ…»).
12 МБ пишет, что некоторые из этих злаков следует постараться есть только во время трапезы.
13 А некоторые говорят, что все виды плодов, которые насыщают, имеют тот же закон, что и у риса. Но, тем не менее, если человек благословляет на них: «…по слову Которого существует все», ему есть на кого опереться.
https://toldot.ru/articles/articles_15688.html#_ftn2